• КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ
Федеральный закон от 21.07.2014 N 258-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства о публичных мероприятиях"
Усилена ответственность за нарушение законодательства о публичных мероприятиях
Закон дополнил УК РФ статьей 212.1, согласно которой за неоднократное нарушение порядка организации и проведения публичных мероприятий будет грозить до 5 лет лишения свободы. При этом нарушение порядка организации или проведения публичных мероприятий будет считаться неоднократным, если лицо ранее привлекалось к ответственности по статье 20.2 КоАП РФ более двух раз в течение 180 дней.
Одновременно поправками в КоАП РФ предусматривается, в частности, следующее:
максимальный срок административного ареста за нарушение порядка организации и проведения публичных мероприятий увеличен с 15 до 30 суток;
в санкциях частей 2 - 4 и 6 статьи 20.2 предусмотрено наказание в виде ареста;
введена ответственность за участие в несанкционированных публичных мероприятиях, повлекших создание помех движению пешеходов и т.д., с наказанием в виде штрафа, обязательных работ или ареста на срок до 15 суток;
введена ответственность за повторное совершение правонарушений, предусмотренных частями 1 - 6.1 статьи 20.2, с наказанием в виде штрафа, обязательных работ или ареста на срок до 30 суток;
введена ответственность за организацию массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан на территориях, прилегающих к опасным производственным объектам, на путепроводах и т.д., с наказанием в виде штрафа, обязательных работ или ареста на срок до 20 суток.
Изменениями в Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" участникам публичных мероприятий запрещено, в частности, иметь при себе боеприпасы, колющие и режущие предметы, ядовитые, отравляющие и едко пахнущие вещества, горючие материалы и вещества, самодельные задымляющие предметы и т.д.
Установлено, что основанием для деятельности журналиста на публичном мероприятии является редакционное удостоверение или иной документ, подтверждающий личность и полномочия журналиста. Кроме того, журналист должен иметь ясно видимый отличительный знак представителя СМИ.
Закон вступает в силу со дня официального опубликования.
• ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Федеральный закон от 21.07.2014 N 232-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства Российской Федерации, касающегося специальных учреждений в сфере миграции"
Принят закон, регулирующий содержание незаконных мигрантов в специальных учреждениях
Законом установлено, что иностранные граждане, подлежащие выдворению, депортации и др., должны содержаться в специальных учреждениях в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения человеческого достоинства, личной безопасности и охраны здоровья граждан. Дискриминация иностранных граждан в специальных учреждениях запрещается.
По прибытии иностранных граждан в специальное учреждение будет проводиться их личный досмотр, а также досмотр их вещей. В дальнейшем такие досмотры могут проводиться по мере необходимости.
В специальных учреждениях за иностранными гражданами будет вестись круглосуточный контроль и надзор, в том числе с использованием технических средств.
Предусматривается, что условия и порядок содержания иностранных граждан в специальных учреждениях установит Правительство РФ.
Изменениями в КоАП РФ введена административная ответственность, в частности:
за несоблюдение условий и порядка содержания иностранного гражданина в специальном учреждении, повлекшее нарушение санитарных норм, требований пожарной безопасности и т. д., или совершение действий, угрожающих собственной жизни и здоровью, а также жизни и здоровью других лиц - в виде штрафа в размере от 500 до 1 тысячи рублей;
за те же действия, сопряженные с невыполнением законных требований работников специальных учреждений, - в виде штрафа в размере от 1 тысячи до 2,5 тысячи рублей.
Уточнены положения главы 26.1 ГПК РФ, регулирующей порядок помещения в специальное учреждение иностранных граждан, подлежащих депортации или реадмиссии.
Федеральный закон от 21.07.2014 N 241-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
Введено обязательное досудебное обжалование решений о госрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
В соответствии с поправками указанные решения, а также решения об отказе в госрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей могут быть обжалованы в суд или ФНС России лишь после обжалования в вышестоящий регистрирующий орган.
Предусматривается, что жалоба в вышестоящий регистрирующий орган может быть подана заинтересованным лицом в течение 3 месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. Если срок подачи жалобы был пропущен по уважительной причине, вышестоящий регистрирующий орган или ФНС России по ходатайству лица могут восстановить его.
Жалоба подается через регистрирующий орган, решение которого обжалуется. Она может быть подана в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью. Регистрирующий орган обязан направить жалобу в вышестоящий регистрирующий орган в течение 3 дней со дня ее поступления.
Решение по жалобе должно быть принято в течение 15 рабочих дней со дня ее получения. Этот срок может быть продлен на 10 рабочих дней, если лицом представлены дополнительные документы или органу, рассматривающему жалобу, требуется получить дополнительную информацию от нижестоящих регистрирующих органов.
Если в указанные сроки решение не принято, заинтересованное лицо вправе обратиться с жалобой в ФНС России или в суд.
Решение по жалобе должно быть вручено или направлено лицу, подавшему жалобу, не позднее следующего дня со дня принятия решения.
В случае отмены решения об отказе в госрегистрации, регистрирующий орган обязан принять новое решение по документам, представленным для регистрации, в течение 5 рабочих дней со дня получения решения вышестоящего регистрирующего органа или ФНС России. При отмене решения о госрегистрации регистрирующий орган обязан внести соответствующую запись в аналогичный срок.
Закон вступает в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования.
Федеральный закон от 21.07.2014 N 243-ФЗ
"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 56 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Установлена административная ответственность за нарушение законодательства об охране здоровья граждан РФ при проведении искусственного прерывания беременности
Согласно дополнениям, внесенным в КоАП РФ, нарушение требований законодательства в сфере охраны здоровья о получении информированного добровольного согласия влечет за собой наложение административного штрафа: на граждан - в размере от одной до трех тысяч рублей (под гражданами понимаются медицинские работники, не являющиеся должностными лицами); на должностных лиц - от пяти до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока до ста тысяч рублей.
Нарушение сроков (в том числе при наличии медицинских и социальных показаний, а также учитывая сроки с момента обращения женщины в медицинскую организацию для искусственного прерывания беременности), установленных законодательством в сфере охраны здоровья для проведения искусственного прерывания беременности влечет наложение административного штрафа: на граждан - в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Федеральный закон от 21.07.2014 N 247-ФЗ
"О внесении изменения в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Уточнены полномочия должностных лиц органов внутренних дел по составлению протоколов об административных правонарушениях, ответственность за которые установлена законами соответствующих субъектов РФ
В часть 6 статьи 28.3 КоАП РФ внесено дополнение, согласно которому протоколы об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных законами субъектов РФ, составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) в случае, если передача этих полномочий предусматривается соглашениями между МВД России и органами исполнительной власти субъектов РФ о передаче осуществления части полномочий.
Федеральный закон от 21.07.2014 N 248-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об исчислении времени"
С 26 октября 2014 года в России отменяется постоянное "летнее" время
С указанной даты начнет действовать обновленный порядок исчисления времени. Новый порядок предусматривает, что московское время будет служить исходным временем при исчислении местного времени в часовых зонах и будет соответствовать третьему часовому поясу в национальной шкале времени России "UTC плюс 3" (в настоящий момент оно соответствует поясу "UTC плюс 4"). Таким образом, в большинстве субъектов РФ часы переведут на час назад. Отмена сезонного перевода часов сохраняется.
Действующий порядок относит определение состава территорий, образующих каждую часовую зону (которых в настоящий момент девять) и порядка исчисления времени в часовых зонах к полномочиям Правительства РФ.
Новым порядком предусмотрено образование в России одиннадцати часовых зон, от "UTC плюс 2" до "UTC плюс 12", с законодательно установленным относительно Москвы временем. Границы таких зон сформированы с учетом границ субъектов РФ.
Среди новых часовых зон:
- третья (московское время плюс один час), к которой будут относиться Самарская область и Удмуртия;
- одиннадцатая (московское время плюс девять часов), к которой будут относиться Камчатский край и Чукотский автономный округ.
В Крыму и Севастополе, согласно закону, устанавливается московское время.
Федеральный закон от 21.07.2014 N 254-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об обеспечении единства измерений"
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в областях, отнесенных к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, могут создавать метрологические службы в добровольном порядке
Определено также, что порядок отнесения технических средств к техническим системам и устройствам с измерительными функциями устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.
Кроме того установлено, в частности, что сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется на осуществление деятельности в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах.
Закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.
Федеральный закон от 21.07.2014 N 256-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования"
Независимая оценка качества оказания услуг в сфере образования, здравоохранения, социального обслуживания и культуры в России будет проводиться общественными советами, создаваемыми профильными федеральными органами
Уполномоченные федеральные, региональные и местные органы власти с участием общественных организаций, объединений и профессиональных сообществ формируют общественные советы по проведению независимой оценки качества оказания услуг в соответствующей сфере, либо возлагают такие функции на существующие при этих органах общественные советы. Указанными органами на конкурсной основе будет осуществляться отбор оператора, задачей которого станет сбор, обобщение и анализ информации о качестве оказания услуг организациями.
Показатели, характеризующие общие критерии оценки качества оказания услуг, устанавливаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти с предварительным обсуждением на общественном совете.
В число полномочий советов включены, в частности, определение перечня организаций, в отношении которых будет проводиться независимая оценка и установление дополнительных критериев оценки качества оказания услуг.
Закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования, кроме положений, касающихся оценки услуг в сфере социального обслуживания, которые вступают в силу с 1 января 2015 года.
Федеральный закон от 21.07.2014 N 271-ФЗ
"О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и статью 20 Федерального закона "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации"
Граждане, пострадавшие от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, имеют право на получение бесплатной юридической помощи
Право на получение всех видов бесплатной юридической помощи имеют, в том числе, следующие категории граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации:
супруг (супруга), состоявший (состоявшая) в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) на день гибели (смерти) в результате чрезвычайной ситуации;
дети погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;
родители погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;
лица, находившиеся на полном содержании погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации или получавшие от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством РФ;
граждане, здоровью которых причинен вред в результате чрезвычайной ситуации;
граждане, лишившиеся жилого помещения либо утратившие полностью или частично иное имущество либо документы в результате чрезвычайной ситуации.
Указанные категории граждан имеют право на оказание им бесплатной юридической помощи со стороны государственных юридических бюро и адвокатов, являющихся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи.
• ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
Федеральный закон от 21.07.2014 N 222-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Введено обязательное членство организаторов азартных игр в саморегулируемых организациях букмекеров и организаторов азартных игр в тотализаторах
Принятым Законом уточнены основные понятия, в том числе "ставка", "лицензия на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах", "процессинговый центр букмекерской конторы", "процессинговый центр тотализатора". Введены понятия "интерактивная ставка", "центр учета переводов интерактивных ставок букмекерских контор или тотализаторов".
Также Федеральным законом в том числе:
дополнены ограничения осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и требования к организаторам азартных игр (в частности, организаторами азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах могут быть только юридические лица, являющиеся членами саморегулируемой организации организаторов азартных игр в букмекерских конторах или саморегулируемой организации организаторов азартных игр в тотализаторах);
уточнены требования к игорному заведению в части размещения информации о нем, о правилах приема ставок и выплаты выигрышей и т.д.;
определены основные требования к созданию и функционированию саморегулируемой организации организаторов азартных игр в букмекерских конторах и саморегулируемой организации организаторов азартных игр в тотализаторах;
установлены требования к деятельности центра учета переводов интерактивных ставок букмекерских контор или тотализаторов;
введены требования к техническим средствам связи в пунктах приема ставок и в процессинговых центрах.
Закон вступит в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.
Федеральный закон от 21.07.2014 N 223-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Подписан закон, направленный на повышение эффективности защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств
Внесенными поправками, в частности:
уточнены понятия "компенсационные выплаты" и "представитель страховщика в субъекте РФ", а также включены новые понятия - "направление на ремонт" и "урегулирование требований, возникающих в связи со страхованием в рамках международных систем страхования";
установлено, что обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельцев транспортных средств, не имеющих колесных движителей (транспортных средств, в конструкции которых применены гусеничные, полугусеничные, санные и иные неколесные движители), и прицепов к ним;
страховая сумма, в пределах которой страховщик обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, увеличена в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, до 500 тысяч рублей (ранее - 160 тысяч рублей), в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего, до 400 тысяч рублей (ранее - нескольких потерпевших, и не более 160 тысяч рублей);
уточнен порядок регулирования страховых тарифов по обязательному страхованию, порядок определения размера страховой выплаты и порядок ее осуществления;
установлен порядок оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции;
определена процедура проведения независимой технической экспертизы транспортного средства;
установлена возможность заключения договора обязательного страхования в виде электронного документа;
определены особенности рассмотрения споров по договорам обязательного страхования;
установлена административная ответственность за необоснованный отказ от заключения публичного договора страхования либо навязывание дополнительных услуг при заключении договора обязательного страхования.
Закон вступит в силу с 1 сентября 2014 года, за исключением отдельных положений.
Федеральный закон от 21.07.2014 N 236-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам символики некоммерческих организаций"
Некоммерческим организациям предоставлено право иметь не только эмблему, но и свой герб, иные геральдические знаки, флаги и гимны
Описание символики должно содержаться в учредительных документах некоммерческой организации.
Символика некоммерческих организаций должна соответствовать законодательству об охране интеллектуальной собственности и не может совпадать, в частности, с государственной символикой Российской Федерации и ее субъектов, символикой муниципальных образований, органов государственной власти, Вооруженных Сил Российской Федерации, иностранных государств и международных организаций.
В качестве своей символики некоммерческая организация не может использовать символы, описание которых включено в устав политической партии, а также символы организаций, деятельность которых в России запрещена.
Кроме того, символика не должна порочить Государственный флаг, герб и гимн Российской Федерации, религиозные символы, оскорблять расовые, национальные или религиозные чувства и т.д.
Одновременно законом отменена государственная регистрация символики общественных объединений. Если общественное объединение использует символику, то оно должно включить описание символики в свой устав.
Федеральный закон от 21.07.2014 N 237-ФЗ
"О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Уточнен порядок совершения сделок, связанных с отчуждением и передачей в доверительное управление акций хозяйственных обществ, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии
Расширен перечень юридических лиц, осуществляющих сделки, связанные с отчуждением или передачей в доверительное управление акций (долей в уставных капиталах) хозяйственных обществ, с согласия Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" без получения согласия Президента РФ.
Определен перечень сделок, которые совершаются с акциями (долями в уставных капиталах) хозяйственных обществ, включенных в утвержденные Президентом РФ перечни российских юридических лиц, в собственности которых могут находиться ядерные материалы, ядерные установки, на которые не распространяется требование о получении согласия Президента РФ на их совершение.
Федеральный закон от 21.07.2014 N 252-ФЗ
"О внесении дополнения в Федеральный закон "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации"
Определен порядок интеграции Республики Крым и г. Севастополя в систему охраны интеллектуальной собственности Российской Федерации
Согласно Федеральному закону, на территории Российской Федерации признается действие исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, удостоверенных официальными документами Украины, действовавшими по состоянию на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, при условии государственной регистрации этих результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации на основании заявлений, поданных в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности правообладателями, являющимися гражданами РФ в соответствии с Федеральным конституционным законом "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", или юридическими лицами, подавшими заявления о внесени! и сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Указанные лица, подавшие в уполномоченный орган государственной власти Украины заявки на регистрацию названных результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, по которым на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов не выдан охранный документ Украины, вправе подать в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности заявку на государственную регистрацию идентичного результата интеллектуальной деятельности или тождественного средства индивидуализации. При этом дата подачи такой заявки будет устанавливаться по дате подачи соответствующей заявки в уполномоченный орган государственной власти Украины.
Заявления и заявки могут быть поданы в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности до 1 января 2015 года.
Федеральный закон от 21.07.2014 N 259-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной корпорации "Ростехнологии" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Государственная корпорация "Ростехнологии" переименована в Государственную корпорацию "Ростех"
В Федеральный закон от 23.11.2007 N 270-ФЗ "О Государственной корпорации "Ростехнологии" внесены поправки, связанные с переименованием Государственной корпорации "Ростехнологии" в Государственную корпорацию по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех" (сокращенное наименование - Государственная корпорация "Ростех").
Уточнены цель деятельности и основные функции Корпорации, порядок формирования имущества Корпорации, порядок подготовки годового отчета Корпорации.
Внесены уточняющие изменения в отдельные федеральные законы ("О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами", "О ведомственной охране", "Об экспортном контроле" и некоторые другие).
Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Федеральный закон от 21.07.2014 N 265-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Подписан закон, направленный на создание условий для привлечения частных инвестиций в проекты, реализуемые на концессионной основе
Предусмотрена обязанность федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления утверждать перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, и размещать его на официальном сайте в сети Интернет. При этом предусмотрено, что данный перечень носит информационный характер. Отсутствие в перечне какого-либо объекта не является препятствием для заключения концессионного соглашения с лицами, выступающими с инициативой заключения концессионного соглашения.
Уточнено, что срок действия концессионного соглашения устанавливается с учетом срока создания или реконструкции объекта концессионного соглашения, объема инвестиций в создание или реконструкцию объекта концессионного соглашения, срока окупаемости таких инвестиций, срока получения концессионером объема валовой выручки, определенных концессионным соглашением, срока исполнения других обязательств концессионера или концедента по концессионному соглашению.
Продление срока действия концессионного соглашения, концедентом в котором является субъект РФ или муниципальное образование, осуществляется по согласованию с антимонопольным органом. Правительство РФ будет определять основания, по которым может быть продлен срок действия концессионного соглашения, а также порядок согласования антимонопольным органом продления срока действия концессионного соглашения.
Дополнен перечень существенных условий концессионного соглашения. Оно также должно включать обязательства концедента или концессионера по подготовке территории, необходимой для создания или реконструкции объекта концессионного соглашения или для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, и объем валовой выручки, получаемой концессионером в рамках реализации концессионного соглашения, в том числе на каждый год срока действия концессионного соглашения, если объектом концессионного соглашения являются объекты коммунального хозяйства.
Уточнены, в частности, порядок изменения существенных условий концессионного соглашения, порядок проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.
Кроме того, установлены особенности приватизации объектов концессионного соглашения.
Закон вступит в силу с 1 февраля 2015 года, за исключением отдельных положений.
• ЖИЛИЩЕ
Федеральный закон от 21.07.2014 N 217-ФЗ
"О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части законодательного регулирования отношений по найму жилых помещений жилищного фонда социального использования"
Законодательно закреплены основы найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
В Жилищный кодекс РФ включены новые разделы - "Жилые помещения, предоставляемые по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования" и "Наемные дома".
Предусмотрены порядок заключения, существенные условия, срок договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, права и обязанности сторон договора, порядок его расторжения и прекращения, порядок предоставления жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования.
Установлено, что наемным домом является здание, в которое или все помещения в котором принадлежат на праве собственности одному лицу и которое или все жилые помещения в котором предназначены для предоставления гражданам во владение и пользование для проживания. Жилые помещения в наемном доме социального использования предоставляются по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договорам найма жилых помещений. Жилые помещения в наемном доме коммерческого использования предоставляются по договорам найма жилых помещений.
Определены порядок учета наемных домов социального использования, порядок государственной, муниципальной или иной поддержки для их создания, эксплуатации, порядок управления наемным домом.
Кроме того, в связи с принятием Закона внесены поправки в том числе в часть вторую Гражданского кодекса РФ, Градостроительный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, в федеральные законы "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", "Об ипотеке (залоге недвижимости)", "О государственном кадастре недвижимости".
Установлена административная ответственность, в том числе за нарушение требований жилищного законодательства к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования.
Определен порядок освоения территорий в целях строительства и эксплуатации наемных домов.
Закон вступит в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 марта 2015 года.
Федеральный закон от 21.07.2014 N 263-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства"
За нарушение порядка размещения информации в ГИС ЖКХ установлена административная ответственность
Максимальным размером штрафа за указанное правонарушение является штраф в размере до 200 тысяч рублей. Неразмещение информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за данное деяние, повлечет дисквалификацию на срок от 1 года до 3-х лет.
Внесены поправки в отдельные законодательные акты, связанные с введением в эксплуатацию ГИС ЖКХ.
Так, в частности, установлено, что к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится в том числе принятие решений об использовании ГИС ЖКХ или иных информационных систем при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования.
Предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в ГИС ЖКХ.
• СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
Федеральный закон от 21.07.2014 N 267-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Инвалиды по зрению смогут использовать в банках факсимиле вместо подписи
Для этого тождественность собственноручной подписи инвалида по зрению с ее факсимиле должна быть удостоверена нотариусом и подтверждена соответствующим свидетельством.
Согласно поправкам в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалид по зрению вправе использовать факсимиле в следующих случаях:
при приеме, выдаче, размене и обмене наличных денежных средств кредитными организациями;
при приеме и выдаче наличных денежных средств организациями, не являющимися кредитными, и индивидуальными предпринимателями.
Для использования факсимиле в указанных случаях инвалиду по зрению потребуется предъявить:
документ, удостоверяющий личность;
нотариальное свидетельство, удостоверяющее тождественность подписи инвалида по зрению с ее факсимиле;
справку, подтверждающую факт установления инвалидности по зрению.
Информация о характере и сумме операций с наличными денежными средствами, проводимых организацией, должна сообщаться инвалиду по зрению, использующему факсимиле, работником организации. Порядок сообщения данной информации должен установить Банк России.
Закон вступает в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования.
• ФИНАНСЫ. НАЛОГИ
Федеральный закон от 21.07.2014 N 238-ФЗ
"О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 12 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям"
В Налоговый кодекс РФ внесены уточнения, касающиеся обязанности выставления счетов-фактур и порядка их регистрации в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур
По письменному согласию сторон сделки счет-фактуру можно будет не составлять при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) лицам, которые не являются плательщиками НДС, либо налогоплательщикам, освобожденным от обязанностей, связанных с исчислением и уплатой данного налога.
В случае выставления счетов-фактур обязанность ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур лицами, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, а также лицами, не являющимися плательщиками данного налога, предусмотрена также для лиц:
осуществляющих посредническую деятельность на основании договоров транспортной экспедиции (при условии включения в состав налогооблагаемых доходов сумм вознаграждения по договору);
при выполнении функций застройщика.
В настоящее время такая обязанность предусмотрена для лиц, осуществляющих посредническую деятельность на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров.
Данные лица обязаны включить сведения, указанные в журнале учета полученных и выставленных счетов фактур, в налоговую декларацию по НДС и представить ее в налоговые органы по установленному формату в электронной форме.
Федеральный закон вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на добавленную стоимость, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 января 2015 года.
Федеральный закон от 21.07.2014 N 257-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях функционирования финансовой системы Республики Крым и города федерального значения Севастополя на переходный период"
На переходный период установлены особенности применения законодательства в сфере противодействия легализации "преступных" доходов в отношении деятельности, осуществляемой на присоединенных территориях Крыма и Севастополя
Принят закон, направленный на дальнейшую интеграцию финансовой системы Республики Крым и города федерального значения Севастополя в финансовую систему Российской Федерации.
Законодательными положениями урегулированы, в частности, вопросы, касающиеся:
деятельности лиц, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, подлежащие обязательному контролю (установлена обязанность представления информации и документов в уполномоченный орган);
деятельности небанковских финансовых учреждений, имеющих лицензию на осуществление депозитарной деятельности;
деятельности компаний по управлению активами, имеющих лицензию на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами и НПФ;
регистрации правил доверительного управления паевым инвестиционным фондом;
механизма конвертации акций эмитентов эмиссионных ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте, в рубли;
осуществления аудиторской деятельности лицами, включенными в Реестр аудиторских фирм и аудиторов Аудиторской палаты Украины (установлено требование о вступлении в члены саморегулируемых организаций аудиторов, получения квалификационного аттестата аудиторов).
Федеральный закон от 21.07.2014 N 266-ФЗ
"О внесении изменения в статью 96.10 Бюджетного кодекса Российской Федерации"
По решению Правительства РФ до 7 процентов средств Фонда национального благосостояния могут размещаться на депозитах во Внешэкономбанке
Соответствующее дополнение внесено в Бюджетный кодекс РФ. Установлено также, что на операции по размещению средств Фонда национального благосостояния на указанные депозиты не распространяются требования статьи 96.11 Бюджетного кодекса РФ.
Докапитализация Внешэкономбанка позволит ему продолжить финансирование крупных инвестиционных проектов, реализовывать государственные инвестиционные программы в целях обеспечения повышения конкурентоспособности российской экономики.
Федеральный закон от 21.07.2014 N 268-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" и статью 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
В 2014 году бюджетам ТФОМС Республики Крым и г. Севастополя предусмотрены межбюджетные трансферты на финансирование обязательного медицинского страхования
Из средств нормированного страхового запаса ФФОМС в 2014 году бюджету территориального фонда ОМС Республики Крым предусмотрен межбюджетный трансферт в сумме до 60 000,0 тыс. рублей, бюджету территориального фонда ОМС г. Севастополя в сумме 15 000,0 тыс. рублей.
Федеральный закон от 21.07.2014 N 275-ФЗ
"О внесении изменений в статьи 4 и 5 Федерального закона "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации"
В целях повышения капитализации системно значимых банков могут быть использованы средства Фонда национального благосостояния
На основании решений Правительства РФ средства ФНБ могут быть направлены на приобретение привилегированных акций кредитных организаций, исполнивших обязательства по субординированным кредитам.
Приобретаемые за счет средств ФНБ привилегированные акции не будут учитываться при расчете их доли (номинальной стоимости размещенных привилегированных акций) в общем объеме уставного капитала акционерного общества в целях соблюдения ограничения, установленного статьей 102 ГК РФ (не более 25 процентов). Кроме того, на указанные акции не будут распространяться требования об обязательном определении в уставе АО размера дивидендов и (или) стоимости, выплачиваемой при ликвидации общества, а также об одобрении крупной сделки и сделки, в совершении которой имеется заинтересованность.
Принятый закон содержит также аналогичные положения, регламентирующие приобретение Банком России привилегированных акций АО "Сбербанк России".
<Письмо> ФНС России от 09.07.2014 N ЕД-4-2/13332
"О применении пункта 10 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации"
Решение о принятии обеспечительных мер в виде запрета на отчуждение имущества должно содержать данные, позволяющие идентифицировать указанное имущество
ФНС России сообщает, что в случае направления в Россреестр (территориальные органы Росреестра) территориальным налоговым органом решения о принятии обеспечительных мер в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа для внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записей об ограничении (обременении) права, указанное решение должно содержать данные, идентифицирующие объект недвижимости надлежащим образом (кадастровый номер, адрес объекта недвижимости).
<Письмо> ФНС России от 16.07.2014 N ГД-4-3/13805
"О направлении информации об аккредитованных IT-организациях (по состоянию на 17.06.2014) для целей применения пункта 6 статьи 259 НК РФ"
По состоянию на 17 июня 2014 года подготовлен реестр аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, имеющих право не применять установленный статьей 259 НК РФ порядок амортизации в отношении электронно-вычислительной техники
Электронная версия реестра доступна на официальном сайте Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по адресу http://minsvyaz.ru/ru/directions/?direction=52.
• ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Федеральный закон от 21.07.2014 N 224-ФЗ
"О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Внесены изменения в отдельные законодательные акты по вопросам развития территорий в целях строительства жилья экономического класса
Установлены порядок и процедура заключения договоров об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса, договоров о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса. Предусмотрен порядок организации и проведения аукционов на право заключения указанных договоров и требования к участникам аукциона.
Кроме того, взаимосвязанные поправки внесены в часть вторую Гражданского кодекса РФ, Земельный кодекс РФ, федеральные законы "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Федеральный закон вступит в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 марта 2015 года.
Федеральный закон от 21.07.2014 N 253-ФЗ
"О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации"
Ужесточены требования в отношении аэродромов и вертодромов
Изменениями, внесенными в Воздушный кодекс РФ, в частности:
предусматривается проведение обязательной сертификации аэродромов, предназначенных для осуществления коммерческих воздушных перевозок на самолетах пассажировместимостью более чем двадцать человек, а также аэродромов, открытых для выполнения международных полетов гражданских воздушных судов;
конкретизируется перечень наземного оборудования, подлежащего обязательной сертификации;
уточняются положения, регулирующие государственную регистрацию аэродромов и вертодромов;
вводится понятие оператора аэродрома (вертодрома) гражданской авиации, который обеспечивает их эксплуатацию и соответствие требованиям федеральных авиационных правил;
вносятся изменения в порядок допуска аэродромов, вертодромов и посадочных площадок к эксплуатации.
Федеральный закон от 21.07.2014 N 261-ФЗ
"О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Пользователям недр, осуществляющим изучение, разведку и добычу углеводородного сырья, предоставлено право размещать в пластах горных пород попутные воды и воды, использованные для собственных нужд
Подписан Федеральный закон, направленный на совершенствование правового регулирования разработки месторождений углеводородного сырья и исключение правовых коллизий при проведении надзорных мероприятий за деятельностью недропользователей при добыче нефти и газа.
В частности, Закон РФ "О недрах" дополняется таким видом пользования недрами, как "размещением в пластах горных пород попутных вод и вод, используемых пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд". Это позволит пользователю недр в границах горных отводов, предоставленных для разведки и добычи полезных ископаемых, осуществлять размещение указанных вод в пластах горных пород в соответствии с утвержденными техническими проектами без необходимости получения отдельной лицензии.
Федеральный закон вступает в силу с 1 февраля 2015 года.
Федеральный закон от 21.07.2014 N 264-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе"
Из Федерального закона "О рекламе" исключены нормы о преимущественном положении лица в сфере распространения рекламы
Ранее статьями 14 и 19 Федерального закона "О рекламе" были установлены ограничения на осуществление деятельности в области наружной рекламы и рекламы в телепрограммах и телепередачах, связанные с преимущественным положением лица в указанной сфере.
Приказ Госкорпорации "Росатом" от 08.04.2014 N 1/15-НПА
"Об утверждении Положения о порядке рассмотрения апелляций на решения или действия (бездействие) органа по аккредитации в области использования атомной энергии"
Зарегистрировано в Минюсте России 15.07.2014 N 33104.
Установлен порядок рассмотрения апелляций на решения Росатома как органа по аккредитации в области использования атомной энергии
Подать апелляцию может любое физическое или юридическое лицо, являющееся участником процесса аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) и аттестации экспертов по аккредитации (заявители, претенденты и др.).
Апелляция и прилагаемые к ней документы представляются в орган аккредитации на бумажном носителе или в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.
Апелляционная комиссия рассматривает поступившую апелляцию и принимает по ней решение в течение 30 рабочих дней с даты ее регистрации в органе по аккредитации.
Решение апелляционной комиссии может быть обжаловано в судебном порядке.
Приказ ФСТ России от 09.07.2014 N 1142-э
"Об утверждении Положения об определении формулы цены газа"
Зарегистрировано в Минюсте России 21.07.2014 N 33165.
Установлен порядок формирования цен на газ, определяемых по формуле цены газа
Утвержденное Положение определяет формулу, по которой определяется размер оптовых цен на газ, добываемый ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами в рамках Единой системы газоснабжения, поставляемый потребителям Российской Федерации, а также порядок расчета средней по Единой системе газоснабжения расчетной цены на газ, обеспечивающей равную доходность поставок газа потребителям Российской Федерации и потребителям, находящимся за пределами территорий государств - участников Содружества Независимых Государств.
В соответствии с Положением рассчитываются цены на газ, применяемые при реализации газа поставщиками (газоснабжающими организациями) непосредственно конечным потребителям, использующим газ в качестве топлива и (или) сырья, или организациям для дальнейшей продажи конечным потребителям:
- на выходе из системы магистрального газопроводного транспорта;
- на входе в газораспределительные сети (в случае отсутствия в схеме поставки газа магистральных газопроводов);
- на входе в приемную емкость, технологически связанную с газораспределительными сетями или с сетями конечного потребителя, для последующего хранения сжиженного природного газа и его регазификации (в случае применения в процессе поставки технологий по сжижению газа).
• ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
Федеральный закон от 21.07.2014 N 234-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Внесены изменения в порядок осуществления земельного надзора в России
Статьи Земельного кодекса РФ, касающиеся государственного мониторинга земель, государственного земельного надзора, муниципального земельного контроля, а также целей охраны земель в России, изложены в новой редакции. Земельный кодекс также дополнен статьей, регламентирующей общественный земельный контроль в России. Кроме того, отменены положения о производственном земельном контроле.
Целями охраны земель признаны предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Государственный мониторинг земель теперь будет подразделяться на мониторинг использования земель, в рамках которого осуществляется наблюдение за соответствием фактического использования участка его целевому назначению, и мониторинг состояния земель, в рамках которого производится наблюдение за изменением качественных и качественных характеристик земли. Информация о результатах мониторинга является общедоступной и хранится в соответствующем государственном фонде данных.
Определено также, что предметом государственного земельного надзора является соблюдение требований российского законодательства, за нарушение которых предусмотрена ответственность. Установлены особенности проведения проверок соблюдения таких требований, а также порядок проведения административного обследования объектов земельных отношений.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2015 года.
Федеральный закон от 21.07.2014 N 250-ФЗ
"О внесении изменений в статьи 74 и 81 Лесного кодекса Российской Федерации"
Договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, должны будут заключаться в соответствии с типовыми формами, утвержденными Правительством РФ
Типовые формы будут предусматривать требования, обязательные для соблюдения сторонами договора, и распространяться на неограниченный круг лиц, вступающих в отношения, связанные с использованием лесных участков на основании договора аренды. В настоящее время примерная форма договора аренды лесного участка носит рекомендательный характер и не предусматривает для сторон договоров аренды лесного участка каких-либо обязательных положений.
Установлено также, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам аукциона, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Кроме того, определено, что при заключении договора аренды таких участков по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон допускается в том числе:
- в случае изменения целевого назначения лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов);
- в случае существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такие изменения обстоятельств возникли вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стали основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр.
Федеральный закон от 21.07.2014 N 260-ФЗ
"О внесении изменения в статью 34 Закона Российской Федерации "О недрах"
С 1 января 2015 года изменяется порядок выплаты денежного вознаграждения лицам, участвовавшим в открытии неизвестных ранее месторождений полезных ископаемых
Определено, что право на государственное денежное вознаграждение имеют участники открытия неизвестного ранее месторождения полезных ископаемых (кроме общераспространенных), запасы которого поставлены на государственный баланс. Порядок определения таких лиц устанавливается Правительством РФ.
Данные положения относятся к открытиям, финансируемым за счет государственных средств (федерального бюджета России, республиканского бюджета РСФСР и составлявшей союзный бюджет части государственного бюджета СССР).
Выплата такого вознаграждения осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке и в размере, которые устанавливаются Правительством РФ.
Федеральный закон от 21.07.2014 N 277-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Установлена уголовная ответственность за сбыт заведомо незаконно заготовленной древесины в крупном размере
Так, приобретение, хранение, перевозка, переработка в целях сбыта или сбыт заведомо незаконно заготовленной древесины, совершенные в крупном размере, будут наказываться штрафом в размере до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 2 лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Также установлена уголовная ответственность за те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, в особо крупном размере, или организованной группой, или лицом с использованием своего служебного положения.
При этом крупным размером является стоимость незаконно заготовленной древесины, исчисленная по утвержденным Правительством РФ таксам, превышающая 50 тысяч рублей, в особо крупном размере - 150 тысяч рублей.
Кроме того, усилена административная ответственность, в том числе за нарушение правил заготовки древесины.
Закон вступит в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений.
• ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ
Федеральный закон от 21.07.2014 N 242-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях"
Организации, обрабатывающие персональные данные российских граждан, полученные через Интернет, должны будут с 1 сентября 2016 года хранить их только в базах данных, расположенных в России
При сборе персональных данных, в том числе посредством Интернета, оператор обязан будет обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение, извлечение персональных данных граждан России с использованием баз данных, находящихся на территории РФ.
Сведения о месте нахождения таких баз данных оператор обязан сообщать в Роскомнадзор в уведомлении об обработке персональных данных.
Нарушители будут включатся в специальный реестр Роскомнадзора.
Лицо, чьи персональные данные размещены с нарушениями, сможет обратиться в Роскомнадзор с заявлением о принятии мер к ограничению к ним доступа на основании вступившего в законную силу судебного акта.
Федеральный закон от 21.07.2014 N 272-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "О связи"
SMS-рассылка рекламы без согласия абонента станет незаконной
Согласно новому закону, такая рассылка может осуществляться только при условии получения предварительного согласия абонента, выраженного посредством совершения им действий, однозначно идентифицирующих этого абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение рассылки.
Рассылка признается осуществленной без предварительного согласия абонента, если заказчик рассылки или мобильный оператор не докажет, что такое согласие было получено.
SMS-рассылка по инициативе заказчика рассылки должна осуществляться на основании договора, заключенного с мобильным оператором, абоненту которого предназначена рассылка.
Закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования.
• ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА
Федеральный закон от 21.07.2014 N 262-ФЗ
"О внесении изменений в статьи 81 и 86 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
Детям сотрудников органов внутренних дел (в том числе бывших сотрудников) предоставлено преимущественное право приема в школы, имеющие целью подготовку к военной или иной государственной службе
Закон об образовании в России дополнен положением, согласно которому дети сотрудников органов внутренних дел, дети граждан, которые уволены со службы в органах внутренних дел по достижении ими предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и общая продолжительность службы которых составляет двадцать лет и более, пользуются преимущественным правом приема в общеобразовательные организации, которые реализуют образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества.
• ОБОРОНА
Федеральный закон от 21.07.2014 N 246-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" и статьи 25 и 61 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
На военных кафедрах вузов студенты смогут пройти обучение по программам военной подготовки не только офицеров, но и сержантов (старшин), солдат (матросов) запаса
Подписан закон, направленный на создание системы военной подготовки, позволяющей студентам вузов пройти в ходе учебы учебные сборы и стажировки, которые приравниваются к военным сборам, и получить военно-учетную специальность.
Пройти военную подготовку сможет любой гражданин, обучающийся в вузе, имеющем военную кафедру, соответствующий установленным требованиям по состоянию здоровья и прошедший профессиональный психологический отбор.
Изменения касаются зачисления в запас Вооруженных Сил РФ студентов, успешно завершивших обучение по программам военной подготовки сержантов (старшин), солдат (матросов) запаса на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, и присвоения им воинского звания сержанта (старшины), солдата (матроса) запаса.
• БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА
Федеральный закон от 21.07.2014 N 227-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием законодательства об обороте оружия"
Ужесточены требования к обороту оружия в Российской Федерации
В частности:
запрещено ношение огнестрельного оружия в состоянии опьянения и ношение огнестрельного оружия ограниченного поражения на территориях образовательных организаций, за исключением организаций, уставные цели и задачи которых предусматривают использование оружия;
в Уголовном кодексе РФ увеличен размер штрафа за небрежное хранение огнестрельного оружия (штраф составит до 100 тысяч рублей, ранее - до 40 тысяч). Установлена уголовная ответственность за данное деяние, повлекшее смерть двух или более лиц;
расширены ограничения, устанавливаемые на оборот оружия;
установлено, что право на приобретение гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения имеют граждане РФ, достигшие возраста 21 года, и граждане, не достигшие возраста 21 года, прошедшие либо проходящие военную службу, а также граждане, проходящие службу в государственных военизированных организациях и имеющие воинские звания либо специальные звания или классные чины (ранее - граждане РФ, достигшие возраста 18 лет);
предусмотрено, что ношение огнестрельного оружия лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 тысяч до 5 тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему или без таковой либо лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия на срок от 1 года до 2 лет с конфискацией оружия и патронов к нему или без таковой.
• УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ
Федеральный закон от 21.07.2014 N 274-ФЗ
"О внесении изменений в статью 280.1 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Ужесточена уголовная ответственность за публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности России
Так, данное деяние повлечет штраф в размере от 100 тысяч до 300 тысяч или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 4-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на тот же срок.
Ранее деяние наказывалось штрафом в размере до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до трехсот часов, либо лишением свободы на срок до трех лет.
Кроме того, уголовная ответственность за совершение данного деяния посредством СМИ или электронных сетей, включая Интернет, повлечет дополнительно лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет.
• ПРАВОСУДИЕ
Федеральный закон от 21.07.2014 N 245-ФЗ
"О внесении изменений в статьи 82 и 165 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Закон защитил собственников товаров, изъятых в качестве вещественных доказательств по уголовным делам
В частности, согласно закону следователь не сможет по своему усмотрению определять место хранения вещественных доказательств в виде больших партий товаров, которые не могут храниться при деле. Порядок передачи на хранение таких доказательств установит Правительство РФ.
Кроме того, сторона защиты (подозреваемый, обвиняемый, их защитники и законные представители), собственники и иные законные владельцы изъятого предмета получили право участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении ходатайства следователя о реализации или уничтожении вещественных доказательств в виде больших партий товаров, имущества, подвергающегося быстрому моральному старению, изъятых из незаконного оборота товаров легкой промышленности и т.д. Их неявка не будет препятствовать рассмотрению ходатайства.
Федеральный закон от 21.07.2014 N 251-ФЗ
"О внесении изменений в статьи 241 и 293 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Подсудимые смогут участвовать в судебном разбирательстве по видео-конференц-связи из СИЗО
Поправки в УПК РФ предоставили суду право по ходатайству любой из сторон принять решение об участии в судебном заседании подсудимого, содержащегося под стражей, путем использования видео-конференц-связи.
Принятие такого решения будет возможно в исключительных случаях для обеспечения безопасности участников процесса по делам о преступлениях террористической направленности (ст. 205 - 206, 208 УК РФ и др.).
Кроме того, по делам об указанных преступлениях на основании определения или постановления суда могут оглашаться только вводная и резолютивная части приговора.
Федеральный закон от 21.07.2014 N 269-ФЗ
"О внесении изменений в статьи 236 и 237 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Отдельные положения Уголовно-процессуального кодекса РФ приведены в соответствие с постановлением Конституционного Суда РФ
Постановлением Конституционного Суда РФ от 02.07.2013 N 16-П положения части первой статьи 237 УПК РФ ("Возвращение уголовного дела прокурору") признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они, в том числе во взаимосвязи с частью второй статьи 252 УПК РФ, исключающей в судебном разбирательстве возможность изменения обвинения в сторону, ухудшающую положение подсудимого, препятствуют самостоятельному и независимому выбору судом подлежащих применению норм уголовного закона в случаях, когда он приходит к выводу, что фактические обстоятельства, изложенные в обвинительном заключении, свидетельствуют о наличии в действиях обвиняемого признаков более тяжкого преступления либо когда в ходе предварительного слушания или судебного разбирательства им установлены фактические обстоятельства, являющиеся основанием для квалификации деяния как более тяжкого преступления.
Законом указанная статья УПК РФ дополнена новым пунктом, наделяющим суд правом по ходатайству стороны или по собственной инициативе возвращать уголовное дело прокурору, если суд придет к выводу, что фактические обстоятельства дела, изложенные в обвинительном заключении, обвинительном акте или обвинительном постановлении, либо установленные судом в ходе рассмотрения дела указывают на наличие оснований для квалификации деяния как более тяжкого преступления.
Кроме того, статья 237 УПК РФ дополнена новой частью, в соответствии с которой при возвращении уголовного дела прокурору судья обязан указать обстоятельства, являющиеся основанием для квалификации действий обвиняемого как более тяжкого преступления.
Федеральный закон от 21.07.2014 N 273-ФЗ
"О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Потерпевшие по приостановленным уголовным делам смогут получить компенсацию за неразумные сроки расследования
Закон принят во исполнение Постановления Конституционного Суда РФ от 25.06.2013 N 14-П, в котором законодателю было предписано уточнить порядок и условия подачи потерпевшими заявлений о присуждении указанной компенсации.
Законом установлено, что заявление может быть подано в суд в течение 6 месяцев со дня приостановления расследования в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, при выполнении следующих условий:
продолжительность досудебного производства со дня подачи заявления о преступлении до дня приостановления расследования превысила 4 года;
имеются данные, свидетельствующие о непринятии прокурором, руководителем следственного органа, следователем и т.д. мер, необходимых для своевременного возбуждения дела, осуществления расследования и установления указанного лица.
С данным заявлением сможет обратиться как потерпевший, так и иное заинтересованное лицо, которому причинен вред деянием, запрещенным уголовным законом.
Поправками в ст. 6.1 УПК РФ установлены критерии разумного срока досудебного производства (сложность дела, поведение участников процесса и т.д.).
Выплата таких компенсаций будет проводиться за счет федерального бюджета.
Закон вступает в силу с 1 января 2015 года. Положения закона, касающиеся присуждения компенсации, распространяются на правоотношения, возникшие с 25 июня 2013 года.
• ПРОКУРАТУРА. ОРГАНЫ ЮСТИЦИИ. АДВОКАТУРА. НОТАРИАТ
Федеральный закон от 21.07.2014 N 233-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации"
Уточнены требования к подготовке прокурорских кадров
В частности, согласно поправкам на должности помощников прокуроров районных прокуратур теперь не могут назначаться студенты. По мнению законодателя, в настоящее время кадровый резерв прокурорских работников достаточен для назначения на должности помощников прокуроров лиц, имеющих высшее юридическое образование.
Прокурорские работники будут проходить профессиональную переподготовку и повышать квалификацию один раз в пять лет (ранее - минимум один раз в три года). На период обучения прокурорским работникам будет сохранено денежное содержание.
Законом предусмотрена возможность подготовки кадров прокурорских работников не только в научных и образовательных организациях прокуратуры, но и в иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе на основании договора о целевом приеме и (или) договора о целевом обучении.
Закон вступает в силу со дня официального опубликования, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки.
Отправить комментарий